Первый на Кавказе Всероссийский фестиваль прессы и телевидения «МОЯ ПРОВИНЦИЯ» прошел в Кисловодске 2020 год

Первый на Кавказе Всероссийский фестиваль прессы и телевидения «МОЯ ПРОВИНЦИЯ» прошел в Кисловодске 2020 год

Его основатель и бессменный президент Елена Фоминых в эксклюзивном интервью корреспонденту «СП» рассказала, как зародилось и в течение двух десятков лет развивалось это фестивальное движение.

В далеком 1994 году телестудия небольшого городка Борисоглебска Воронежской области, которой руководила Елена Фоминых, сняла фильм «Антонов огонь» про антоновщину, свирепствовавшую в годы Гражданской войны в соседней Тамбовской области. Неожиданно работа маленькой новоиспеченной студии стала призером международного телефестиваля.

– Тогда-то я поняла, что в провинции работает довольно много талантливых людей. И загорелась идеей сделать фестиваль маленьких провинциальных телекомпаний.

Президент фестиваля академик международной академии телевидения Елена Фоминых.
Президент фестиваля академик международной академии телевидения Елена Фоминых. Фото: Николай Близнюк

Пять лет Елена Фоминых стучалась во все двери. Но никто не верил, что на такой провинциальный фестиваль приедут журналисты из разных регионов России. Да и просто-напросто не было денег. В 1999 году телестудия получила от одной российской компании грант на проведение фестиваля. Небольшой, всего пять тысяч долларов (тогда доллар стоил пять рублей), но этого хватило, чтобы дело закрутилось.

– Нам стал помогать весь город. Кто-то предоставил места для проживания, кто-то – бесплатное питание, кто-то взялся изготовить сувениры. В первый же год на предложение поучаствовать в фестивале «Моя провинция» откликнулось 28 телекомпаний: от Владивостока до Орла, от Мурманска до Сочи. Для небольшого Борисоглебска это был праздник – первый в истории Всероссийский фестиваль.

«Мою провинцию» заметил и поддержал тогдашний руководитель федеральной службы по телевидению и радиовещанию Михаил Сеславинский. Организаторам предложили впредь проводить его в разных провинциальных городах, чтобы максимально охватить журналистов, работающих в глубинке России. В результате за 21 год существования «Моей провинции» в фестивале участвовали журналисты более чем из трехсот городов страны. Причем не только телевизионщики. Полтора десятка лет назад на фестивале в Сочи к Елене Фоминых обратились газетчики и сотрудники радиостанций: мол, мы тоже работаем в провинции и хотим участвовать в вашем фестивале.

Уже много лет фестиваль провинциальных СМИ деятельно поддерживает Союз журналистов России. Вплоть до того, что «Мою провинцию» включили в календарь мероприятий СЖР. Надежной опорой для фестиваля является и телеканал «ТНТ».

В начале нынешнего года Елена Фоминых написала письмо губернатору Ставропольского края с просьбой принять фестиваль «Моя провинция» в городе-курорте Кисловодске и получила положительный ответ.

– С нами связался референт губернатора, председатель Союза журналистов Ставропольского края Василий Балдицын. Оперативно решили все организационные вопросы и уже были готовы в апреле провести фестиваль в Кисловодске. Но тут из-за пандемии коронавируса ввели ограничения на массовые мероприятия, и фестиваль пришлось перенести на август.

За это время жюри заочно рассмотрело публикации, которые провинциалы прислали на конкурсы фестиваля. Процесс вошел в привычную колею. Но поскольку пандемия коронавируса еще аукается, на заключительный этап фестиваля в Кисловодске из огромного количества желающих аккредитовали лишь около 70 журналистов из Нижегородской, Пензенской, Курганской, Липецкой, Новосибирской областей, а также из Республики Башкортостан.

Небогатых провинциальных журналистов с большой скидкой разместили в кисловодском санатории «Виктория», а зал культурно-развлекательного комплекса здравницы предоставили для проведения мастер-классов. В течение двух дней маститые специалисты рассматривали самые разные темы: от рекламного бизнеса редакций до решения психологических проблем журналиста.

Так, заместитель главного редактора газеты «Московская правда» лауреат премии Москвы за создание мультимедийного издания Татьяна Кузьмина рассказала о новых форматах и текущих тенденциях в работе печатных СМИ. Разговор был весьма конкретный, поскольку заявленную тему спикер раскрывала в основном на примере старейшей ежедневной газеты столицы страны «Московская правда». В 2016 году произошло «обнуление» редакции: правительство Москвы предложило субсидирование, урезанное в десять раз по сравнению с предыдущими годами. И коллектив решил вообще отказаться от денег из бюджета.

– Тогда никто не верил, что мы выживем. Однако вот уже четыре года газета «Московская правда» регулярно выходит, хотя и в ином формате.

Заместитель главного редактора газеты «Московская правда» Татьяна Кузьмина рассказывает о новых формах работы редакции.
Заместитель главного редактора газеты «Московская правда» Татьяна Кузьмина рассказывает о новых формах работы редакции. Фото: Николай Близнюк

Для этого руководство редакции полностью отказалось от дорогостоящих услуг типографии. Упор сделали на Интернет, где под брендом «Московской правды» работают сразу несколько мультимедийных каналов. А для тех, кто любит читать статьи не с экрана компьютера, а на бумаге, «Московскую правду» верстают как обычную газету форматом А-4 (стандартный машинописный лист) на 12 полосах и выкладывают для свободного доступа в Интернете. Так что любой желающий может напечатать полноценную газету на своем домашнем принтере. Такой вариант устраивает и читателей, и рекламодателей.

Радикально изменилась и организация работы редакции. Все журналисты переведены на гонорарную систему оплаты и трудятся удаленно. Поскольку «Московская правда» делает упор на мультимедийность, то общемировой тренд, когда один и тот же журналист пишет текст, делает фото и снимает видео к своему материалу, не просто приветствуется, а является, по сути, обязательным требованием.

Весьма поучительными были и другие мастер-классы. Так, руководитель магистерской программы «Производство новостей в международной среде» НИУ «Высшая школа экономики» Олег Дмитриев заострил внимание слушателей на том, что в условиях информационного вала, ежедневно обрушивающегося на людей, следует стремиться превращать новостные заметки в истории. Если вновь и вновь возвращаться к теме, освещая ее под разными ракурсами, то формируется устойчивый интерес

аудитории. Опытнейший сотрудник информагенств привел тому убедительные подтверждения из собственной практики. Представил Олег Дмитриев и конкретные методики выявления фейковых (ложных) новостей, что в настоящее время крайне актуально.

Иные спикеры активно включали слушателей в работу над заявленной темой. Так, по предложению медиаэксперта Ольги Величкиной журналисты из разных регионов активно обсуждали и составляли списки того, что читатели, слушатели и телезрители больше всего желают знать в период пандемии коронавируса, а в соседнем столбике вписывали, какие материалы и в какой форме им предлагают редакции.

А наиболее яркий интерактив со слушателями устроила председатель жюри фестиваля «Моя провинция» бывший диктор Центрального телевидения СССР Алла Данько. Поскольку любой журналист, который появляется в кадре или читает закадровый текст, становится ведущим, ему необходимы исполнительские навыки. Как их надо отрабатывать, Алла Георгиевна демонстрировала на добровольцах на сцене и в зрительском зале.

Журналисты из разных регионов составляют список направлений, по которым работают их редакции в период пандемии коронавируса.
Журналисты из разных регионов составляют список направлений, по которым работают их редакции в период пандемии коронавируса. Фото: Николай Близнюк

Мастер-классами и разбором представленных на конкурс работ программа фестиваля не ограничилась. Весьма заметным ее пунктом стала номинация «Репортаж с колес». Журналистам из различных, в том числе весьма удаленных от Ставрополья, регионов показали медицинские кабинеты санатория «Виктория», исторический центр Кисловодска и Национальный парк. Никто из них заранее не знал, что увидит. Поэтому приходилось на ходу ориентироваться и собирать материал для репортажей, которые они должны подготовить по условиям фестиваля.

Председатель Союза журналистов СК Василий Балдицын так отозвался о прошедшем в Кисловодске фестивале СМИ:

– Я считаю, что на сегодняшний день именно в провинции сохранилась та журналистика, которую можно называть журналистикой. Потому что в федеральном центре люди в основном занимаются каким-то продвижением, работают в системе «постправды». Это уже не журналистика, а производство продукта, который направлен на какие-то утилитарные цели. Не более того. А провинциалы еще пытаются трепыхаться в журналистском поле. Поэтому «Моя провинция» – это очень ценно.

Сходную мысль, но иными словами выразила и президент фестиваля «Моя провинция» Елена Фоминых:

– Когда приезжают московские журналисты, они рассказывают о регионах с точки зрения столичных жителей. А мы показываем города в глубинке России изнутри. Потому что сами живем в провинции.

Источник: https://stapravda.ru/20200814/pervyy_na_kavkaze_vserossiyskiy_festival_pressy_i_televideniya_m_152227.html